Великий пост и супружеские отношения

Великий пост и супружеские отношения

Великий пост очень строг. Из года в год перед супругами, недавно пришедшими в храм, возникают разногласия касательно того, как нужно держать пост в супружеских отношениях. Бывает так, что один из супругов решает держать строгий пост не только в пище и молитвенном правиле, но и смиренным воздержанием в плотских отношениях (т.е. отказаться от них). А другой противиться, не понимает стремления своей половинки к духовному подвигу. Кто из них грешит больше?

2

Телесные отношения между супругами – очень важная составляющая семейного союза. Она есть выражение их любви друг к другу. Недаром ребенка называют «плодом любви». Старец Паисий Афонский говорит: «Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью».

18162959_756661_2303

Не каждый в силах понести бремя поста. И поэтому Церковь, снисходя к немощи одного из супругов, призывает с пониманием относиться к его половине: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 4–5). Мы видим, что супружескую близость ап. Павел не порицает, а наоборот, призывает супругов не уклоняться друг от друга.

То есть время это не должно быть настолько продолжительным, чтобы человек, лишившись полового общения с супругом (супругой), искушенный сатаною, впал в грех.

SarJtHXSLM0

Как пишет в своей статье иерей Константин Пархоменко, в IV в. два великих восточных отца – св. Дионисий Александрийский и св. Тимофей Александрийский – по настоянию многих верующих высказались на этот счет. Св. Дионисий напомнил вышеприведенные слова ап. Павла и сказал, что «вступившие в брак сами себе должны быть довлеющими судиями», то есть сами должны определять меру воздержания. Св. Тимофей также напомнил слова ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия. Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было.

Как говорит известный проповедник, председатель синодального Отдела: «Вы нарушаете заповедь Божию. Вы не знаете священного писания, потому что апостол Павел говорит, что если у вас пост, то он должен быть по обоюдному согласию. Поэтому абсолютно не правы те жены, которые отказывают в близости мужьям во время поста. Это ваша святая обязанность. У мужа с женой должно быть все вместе. И бюджет, и ложе, и еда дети. Все наши проблемы происходят от невежества. Потому что не знаем священного писания. А от этого может разрушится брак. И вы будете в этом виноваты».

NtPJuJPojV8

Соблюдение поста в интимных отношениях для супругов должно быть делом обоюдного согласия. Здесь не может быть насилия над волей другого, о чем говорит нам апостол Павел. И во времена апостольские, и в наше время это одинаково актуально, ибо и тогда, и сейчас существует очень много браков, где один из супругов принял христианство, живет жизнью и традициями Церкви, а другой пока нет. И для сохранения мира и любви рекомендуется снисходить к немощи другого. Священник, принимая исповедь, должен с пониманием отнестись к этому.

Жене церковной уступившей мужу ради мира в семье, должно усилить молитву за него и воздерживаться в чем-то другом, следить за собой построже. Она должна надеяться на то, что муж когда-нибудь сможет в полной мере поститься вместе с ней.

В подложных, еретических, душевредных сборниках различных советов, начиная с XIII–XV вв. появляются дополнительные дни воздержания от супружеских отношений – понедельник, среда и пятница. Таким образом, древнерусское «благочестие» (вернее – псевдоблагочестие) лишало супругов телесного общения пять дней в неделю.

Хотя каноны Церкви этого не требовали, но русские пастыри, проявляя дерзновенное творчество, предписывали супружеское воздержание и во все праздники (а заодно и в дни накануне и после праздников) и во все длительные посты (4 поста).

DSC_0069

Ревность «не по разуму» некоторых пастырей, приводящая к конфликтам и напряженности в семье пасомых, когда кто-либо из супругов благословляется к непомерному для другого супруга воздержанию, побуждала священноначалие вновь и вновь возвращаться к этому вопросу. В Социальной доктрине Русской Православной Церкви, принятой на соборе в 2000 году, на эту тему говорится так: «…необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства… заботясь, прежде всего, о сохранении и укреплении семьи».

Что можно, заключая эту маленькую тему, можно порекомендовать супругам-христианам?

Напомнить, что предпочтение, в любом случае, следует отдавать апостолу Павлу и мнению святых Дионисия и Тимофея, чьи мнения вошли в сборник канонов Церкви, а не мнению незнакомого благочестивого монаха из монастыря, в который вы попали во время паломничества.

Помните, что сами священники часто следуют (есть у нас такая проблема) не канонам, а традиции, обычаям. И, бывает, не отдают себе отчет,

что это противоречит святоотеческому мнению. Еще помните, что Господь не примет ваших жертв, если из-за этого распадется ваша семья.

Любите друг друга.

Руководитель епархиального отдела по делам семьи

иерей Александр Рекотов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *